Капоэйра без границ
Те, кто понимают, что такое капоэйра, знают на что она способна. Капоэйра это игра, борьба, танец, философия. Местре Paulo говорил: «Капоэйра – это единственный спорт, у которого есть своя музыка. Это единственное боевое искусство, в котором женщина может сражаться с мужчиной, и ребёнок со взрослым». И ещё, местре Mão Branca говорит: «Здесь противоположности сближаются: богатый и бедный, белый и черный».
И многие капуэристы верят, что капоэйра – это чудо, и её главное волшебство заключается в игре, где происходит процесс социального сближения, участия.
Когда мы слышим о социальном участии, первое что приходит на ум – это богатый, гордо обнимающий бедного, или белый благодарит за что-то черного. Но сегодня многие мастера и профессора капоэйры существенно расширяют границы этого участия. Я был взволнован, увидев в 31 номере журнала Practicando Capoeira фотографию, где капоэрист, у которого были ампутированы обе ноги и правая рука, делал pião de cabeça (крутился на голове). Я поздравляю местре Alemão и местрендо Angola с проделанной работой.
Есть много других капоэристов ведущих такую работу, например выдающийся местре Mancha и монитора Cascavel, оба из Florianópolis. Я недавно стал монитором и так же пытаюсь развивать подобные проекты. Всего лишь год назад я добровольно начал давать частные занятия спортом людям в инвалидных колясках. Меня заинтересовала работа с людьми с ограниченными возможностями после прослушивания лекций Steven из Атлетической Ассоциации лиц с физическими недостатками. Я использовал в своей работе некоторые традиционные методы физической культуры и также пытался адаптировать капоэйру для занятий в инвалидных креслах.
Сегодня, студент Bira один из немногих капоэристов в Santa Catarina, который играет в инвалидной коляске. Мы им очень гордимся! В своём городе я так же работал с умственно отсталыми людьми. Было всего несколько учеников, но мы добились впечатляющих результатов. Я бы хотел обучать студентов с ослабленным зрением, как это делает местре Mancha.
Я пишу про всё это не для того чтобы похвалить самого себя. Напротив, я хочу сказать всем, что у меня нет специального образования для работы с людьми с ограниченными возможностями. Но единственное что от вас требуется – это терпение и тщательное внимание к движениям. Человек с парализованными ногами может двигаться лучше с помощью рук, и даже использовать кресло как часть своего тела. Например, я пытаюсь показать своим студентам, что они могут использовать костыли в качестве своих ног, и когда они делают круговое движение, стараясь дотянуться до ноги противника, это символизирует раштейру, и т.д. Я использовал капоэйру Ангола как базу, и собираюсь так же применять её в будущем при работе с людьми с ослабленным зрением.
Я верю, что многие профессора и мастера хотели бы вести такую работу, но они не должны сидеть сложа руки в ожидании, что студенты с физическими недостатками вдруг появятся на пороге их академий. К тому же некоторые полагают, что такие студенты могут стать источником дополнительного дохода. Такие мысли абсолютно неверны – большинство людей с физическими недостатками имеют меньшие финансовые возможности. Другая большая проблема состоит в том, что люди с физическими недостатками часто очень неуверенны в себе, дискриминированы в обществе. Поэтому нам нужны люди, которые бы могли привести будущих студентов и показать им, на что они способны. Это вопрос любви и участия. Потому что людям с ограниченными возможностями не нужна наша жалость; вместо этого им необходима возможность получить те же права, бывать в тех же местах, и почему бы не заниматься капоэйрой?
Теперь у нас другое видение капоэйры, потому что это искусство затрагивает больше чем мы могли ожидать. Вместо того, чтобы заботится о том как стать лучшим в роде, сегодня мы должны осознанно понимать, что необходимо быть лучше вне роды. Мы должны стать лучше в отношениях с другими людьми, со своими друзьями, в своих методах преподавания, в нашей жизни в целом. В людях с ограниченными возможностями вы найдёте хороших друзей, которые не подставят вам подножку, и если только они смогут дотянуться до вас рукой – то они поддержат вас, помня, что вы тоже поддержали их, когда вынули их из того кокона, в котором они жили, удрученные и покинутые.
Создание адаптированной капоэйры открывает широкие возможности. Капоэйра должна быть более человечной. Мы должны раскрыть сущность капоэйры. И здесь важен не сам факт наличия учеников с физическими недостатками, но необходимо предоставить возможность таким студентам участвовать в общей роде с обычными людьми: мужчинами, женщинами, детьми и стариками.
Напоследок я приведу слова Pastinha: «Капоэйра – это тайна даже для самых мудрых людей». Поэтому мы должны пытаться понять и другую сторону капоэйры, существующую помимо наших доводов, нетерпимости и гордости. Мы должны принимать капоэйру в целом. И вот слова местре Toni Vargas, сказанные, когда мой ученик получал свой первый пояс: «капоэйра не имеет границ; только взгляните на учителя, который играет на своих ногах с учеником, сидящим в инвалидном кресле».
Капоэйра для всех…
Axé Camara!!!